Свидетельства очевидцев

Питер Стандринг, корреспондент National Geographic провел две недели, разъезжая по восточно- африканским государствам Бенину и Того, с антропологом Уэйдом Дэвисом и фотографом Крисом Рэйнером. Их цель - исследовать корни религии Вуду в колыбели ее происхождения.

Небольшая деревня под названием Зути на юге Того, известна своими жестокими воинами, и грандиозными, смелыми и кровавыми ритуалами Вуду. После того как мы выслушали рассказы о бесстрашных соплеменниках, мы решаем пойти туда сами, чтобы увидеть все своими глазами.

Мы понимаем, что это не будет похоже ни на что из того, чему мы когда-либо были свидетелями - причудливый союз религиозного пыла и древней традиции. Я точно не знаю, чего можно ожидать, но думаю, что буду поражен любым зрелищем, которое развернется у меня перед глазами. Несмотря на сенсационные и пугающие аспекты этой древней религии, мы собираемся попробовать постигнуть смысл того, что мы увидим.

Зути находится в двух часах езды к востоку от столицы Того, Ломы. Удачно, что мы путешествуем в большом грузовике с приводом на все четыре колеса, потому что вскоре мы оказываемся далеко от шоссе, на незаасфальтированной грунтовой дороге. Мы едем вдоль великолепного тропического побережья, прокладывая себе путь сквозь бесчисленные акры сельхоз угодий. Часто по пути нам попадаются козлы и свиньи, которые выбираются на дорогу. Никаких указателей к деревне Зути нет, но наш водитель Рафио знает, куда ехать.

Когда длинная, тонкая лента красноватой грязи заканчивается, появляется группа домов с соломенными крышами. Это и есть Зути. Как и во многих деревнях, которые мы уже посетили, в Зути нет ни электричества, ни телефонных линий, ни системы водоснабжения. Люди здесь выращивают свои собственные фрукты и овощи, носят воду из общего колодца и выращивают свой собственный домашний скот. Дети, которые выбегают, чтобы поприветствовать нас, выглядят здоровыми и счастливыми и толпятся вокруг с выражением заинтересованности и опасения одновременно. Они принимаются громко кричать, когда видят нашу большую видеокамеру. Не часто им приходится видеть таких странно выглядящих посетителей.

Меня представляют местному человеку по имени Совада Атто. Я не могу с уверенностью назвать его точный возраст, но думаю, что ему приблизительно около 45 лет. У него две жены и семеро детей. Он говорит, что ему нелегко прокормить их всех. Так что Совада работает на двух работах: он фермер на плантациях и каменщик в деревне. Деньги, которые он зарабатывает строя дома и укрепляя стены, помогают ему покупать семена и нанимать работников. Поскольку каждый день он ведет нелегкую борьбу за выживание свое и своей семь, то утешения и силу он находит в своей религии и ее традициях.

"Когда у меня возникает какая-то насущная потребность," говорит Совада, "я выражаю ее богам, и боги помогают мне, особенно, если это очень большая и серьезная проблема. Я обращаюсь к богам, и они отвечают на мои просьбы."

В этой деревне обращаются к богам и озвучивают свои просьбы в процессе специального обряда. В этот день пол дюжины мужчин сидит вместе в тени огромного дерева и с энтузиазмом бьет в барабаны, призывая божество Вуду по имени Коку. Вокруг них быстро собирается толпа, ожидающая приближающегося божественного явления. Мы прокладываем себе дорогу сквозь сидящих детей и занимаем безопасные "передние места."

Непрерывная барабанная дробь усиливается, и внезапно, один за другим, мужчины соскакивают со своих мест, выкрикивая какие-то заклинания, и видно, что они уже находятся в трансе и вышли из-под контроля. Я вижу, что Совада - среди них. Все вместе, они стали охвачены духом Коку и, пока они будут пребывать в этом трансе, смогут достичь его силы и храбрости.

"Когда в них вселяется бог," объясняет Уэйд Дэвис, "они перестают быть людьми и сами становятся богом. Это не волшебство, это очень реально. Это демонстрация истинной силы веры!"

С выпученными глазами, обливаясь потом, воины продолжают танцевать и выкрикивать заклинания, натыкаясь на толпу, и кладя поклоны перед деревенскими старейшинами. Затем они на коленях воздают хвалу божеству Коку, которого изображает кривой, узловатый деревянный чурбан, вкопанный в землю. Мужчины держат странные металлические ножи и высоко поднимают их, чтобы все могли видеть. Затем, как будто повинуясь некоему сигналу, воины начинают резать этими ножами свои руки. Из ран льется кровь. Это невероятно, но я узнаю, что это делается для того, чтобы продемонстрировать силу их веры и могущество их божества.

Бог Коку гарантирует защиту мужчин в сражении и их непобедимость в бою. Когда мужчины Зути пойдут на войну, они не будут подвержены страху. Даже если их ранят, они не почувствуют никакой боли, ну и все в таком роде, как мне говорят. Независимо от этого, мне кажется более чем странным видеть, как эти мужчины намеренно режут себе руки и проливают собственную кровь. Но, как и само Вуду, это – древняя традиция, поддерживаемая этими людьми в течение сотен, если не тысяч лет.

Несколько часов спустя, я снова встречаюсь с Совадой, который снова спокоен и вежлив, и ему, кажется, нисколько не хуже от нанесенных самому себе повреждений. Я пытаюсь не слишком уж пристально рассматривать ряды глубоких шрамов, идущих вверх и вниз по его рукам. Он пробует объяснить: "Ритуалы и мои верования хранят меня от злых духов и защищают меня," говорит Совада, "и если мне суждена долгая жизнь, то это будет заслуга моего бога Вуду."

Глядя на этого спокойного, улыбающегося человека, я едва могу поверить, что он - это тот же самый человек, которого я видел принимающим участие в неистовом ритуале. Но я предполагаю, что это как раз и показывает глубину и притягательность Вуду. Обычные люди становятся способными делать экстраординарные вещи, используя силу и мощь заклинаний. Нигде я не видел более яркого подтверждения этому, как в этой маленькой деревушке в Того.




http://woodu.ru





myspacecom contador de visitas счетчик посещений