Вуду зародилось в африканских королевствах Фон и Конго целых 6 000 лет назад. Слово "вуду" происходит из языка фон, на котором оно означает "священный", "дух" или "божество". Другие слова, используемые в Вуду сегодня, также пришли из языков фон и Конго. Например, жрицу Вуду часто называют «мамбо» или «манбо». Это - комбинация слова из языка фон, обозначающего "мать" или "магический амулет" и слова из языка Конго, означающего "целитель".
Королевство Фон было расположено в том месте, которое является теперь южным Бенином, некоторые антропологи именуют его "колыбелью Вуду." Сегодня приблизительно 30 миллионов человек также практикует Вуду в Того, Гане, Бенине и других странах северо-западной Африки. [источник: Национальное Общественное Радио: Радио-Экспедиции]. Вуду - также является официальной религией Бенина, где целых 60 % жителей – последователи этого культа [Источник: Би-Би-Си].
Так как Вуду - прежде всего устная традиция, не имеющая письменного оформления, то имена богов, так же как и названия некоторых специфических особенностей различных ритуалов, могут изменяться в различных областях или от поколения к поколению. Однако африканское Вуду имеет несколько повсеместных характерных признаков независимо от того, где люди его практикуют. Наряду с верой в многочисленных богов и одержимости духами, они включают в себя:
- Почитание предков;
- Ритуалы или предметы, которые имеют свойство давать магическую защиту:
- Жертвоприношения в виде животных, которые используются для выражения уважения к богу, получения его благословения или выражения благодарности;
- Использование фетишей или предметов, в которых заключена сущность или сила конкретного божества;
- Ритуальные танцы, в которых часто используются искусно сшитые костюмы и маски;
- Ритуальная музыка и игра на музыкальных инструментах, особенно барабанах;
- Предсказания, получаемые при интерпретации физических явлений, например, при бросании шелухи от семян или падении камня определенного цвета с дерева
- Ассоциации от цветов, пищи, растений и других явлений с определенным лоа и использование этих явлений, чтобы отдать дань лоа.
Многие из этих признаков, особенно почитание духов предков, многобожие, и важная роль музыки и танца, являются характерными и для других африканских религий. Таким образом, Вуду во многом походит на остальные традиционные африканские верования. Многие ритуалы являются частично празднованиями, частично религиозными службами, имеющими как основной компонент ритмичную музыку, танцы и песни. Большинство ритуалов проводятся в условиях естественного пейзажа, на фоне рек, гор или деревьев. А посредством художественного оформления и освящения, некоторые обычные предметы, например, таких как горшки, бутылки или части убитых животных, становятся священными и используются в совершении ритуалов.
В различных областях Африки люди, которые хотят стать духовными лидерами в сообществе Вуду, могут поступить в религиозные центры, которые во многом походят на монастыри. В некоторых таких сообществах посвященные символически умирают, проводя три дня и три ночи в полном уединении прежде, чем их вновь возвращают во внешний мир. Потом они изучают ритуалы, цвета, пищевые продукты и предметы, связанные с тем или иным божеством, а так же учатся общаться с лоа. Духи имеют различные воплощения и различные требования к последователям, точно также как боги в древнегреческих и древнеримских мифах.
У некоторых людей Вуду ассоциируется со злом, но многие из его ритуалов, даже те, которые включают в себя жертвоприношения в виде живых животных, имеют в своих корнях уважение, мир с природой. Религиозные лидеры становятся лидерами и в обществе, обеспечивая руководство и улаживание споров. Духовные лидеры также часто осуществляют медицинское обслуживание в форме народной медицины. Священники, жрицы и другие практики обычно посвящают большую часть своей работы помощи и заботе о других людях. Проклятия, колдовство и заклинания, нацеленные на причинение вреда, попадают в категорию «бо» (Это особое отдельное течение Вуду, практикуемое намеренно на причинение зла и исповедуемое отдельными последователями). Однако большинство антропологов соглашается с тем, что все лидеры Вуду имеют некоторые практические знания «бо», полагая, что понимание принципов того, как это работает, является необходимым для борьбы со злом. Только колдуны, известные как «ботоно», в противоположность обычным священникам и жрицам Вуду, имеют дело с более вредоносными заклинаниями. В некоторых случаях, тем не менее, священники Вуду действуют и как обычные жрецы, и как «ботоно», в зависимости от ситуации.
Эта африканская форма Вуду – предшественница остальных, распространившихся на Гаити и других частях Западного полушария. Районы Африки, где Вуду особенно процветало, это области, через которые проходил наиболее оживленный людской трафик во времена работорговли. Торговля рабами принесла Вуду и в Америку.
http://woodu.ru